Шаг 10. Присоединяем SIP-телефон
Кейс: Пользователь получает от администратора логин и пароль для своего SIP-телефона, доменное имя и адреса точек подключения. Настраивает телефон, активирует на нем регистрацию. Устройство регистрируется и отображает соответствующий статус.
SIP-устройства работают по протоколу SIP (большой набор RFC, начиная с самой базовой 3261). Устройство в рассматриваемом кейсе генерирует только сигнальный трафик, собственно сам SIP. А именно, отправляет запрос REGISTER и ожидает получить ответ 200 OK, либо ответ с кодом ошибки 4xx-6xx. Регистрация устройства осуществляется на заданное время (как правило в пределах 1 часа), в течение которого устройство продлевает регистрацию отправкой следующего запроса REGISTER с тем же идентификатором, либо создает регистрацию с новым идентификатором. В качестве доменного имени выступает логическое имя домена, в котором создана учетная запись SIP-устройства., при этом это имя может и не существовать в DNS, если используется proxy-адресация.
Диаграмма вводит новые функциональные элементы. Она отражает наличие на границе системы SIP-Boundary, то есть необходимость наличия в одной из ролей системы на одном из серверов функционала, отвечающего за прием и стандартизованную обработку транзакций SIP-протокола. Функциональный элемент SIP-Server обрабатывает запрос REGISTER, проводя его аутентификацию (его задача похожа на рассматривавшуюся ранее задачу роли WS – там протоколу HTTP обрабатывались запросы из User-API, а здесь обрабатывается API стандартный для SIP-протокола, сейчас это запрос REGISTER). И Registrar_Storage – временно сохраняет регистрацию. DC решает вопросы с авторизацией способом, аналогичным авторизации пользователей при выполнении API на шаге 1, но для авторизации SIP-устройств используется другая сущность домена – учетная запись SIP-UA (sipuser). Именно она заранее создана администратором в одном из доменов, именно она содержит логин и пароль, введенные пользователем при настройке своего SIP-телефона.
Схема максимально упрощенная, концентрируется на необходимости выделения трех видов новой функциональности. На этом этапе следует прояснить суть SIP-Boundary, SIP-Server и Registrar_Storage, вернее необходимость их обособления, а также привязать их к конкретным ролям системы.
Если не брать в расчет цели и смысла регистрации устройства, то адекватно оценить необходимость разделения функциональности невозможно. Поэтому предвосхитим частично следующий кейс:
пользователь A снимает трубку, набирает известный ему номер пользователя Б, вызов поступает на зарегистрированное устройство пользователя Б.
В таком виде его пока достаточно. Чтобы совершить звонок пользователю Б, некоторый процесс вынужден обращаться к хранилищу регистраций. По набранному номеру в DC обнаруживается учетная запись, а по учетной записи в Registrar_Storage обнаруживается адрес зарегистрированного SIP-устройства, куда следует направить совершенный вызов.
Мы обеспечиваем доступность сервисов и масштабирование. Если бы эти три функциональности нераздельно присутствовали лишь в одном месте, тогда не было бы потенциала масштабирования. А если бы они присутствовали нераздельно в нескольких экземплярах одной роли – часть пользователей регистрировалась бы на одном сервере, часть на другом. Звонки между ними были бы невозможны, или, в крайнем случае, необходимо было бы при каждом вызове производить поиск по всем серверам всей системы – регресс скорости и производительности. Таким образом обоснована необходимость выделения хранилища регистраций SIP-устройств. Это роль Registrar. Ее основная ответственность – безопасное хранение всех зарегистрированных SIP-устройств. Резервируется в режиме Active-Passive, разделяется на группы по доменным зонам (микросервисные доменные фасады, шаг 7), синхронизирует данные между сайтами, обслуживающими домен. Данные хранит в объектной БД, распределенной между серверами группы ролей.
Необходимость разделения SIP-Boundary и SIP-Server станет прозрачна после разделения между ними других функциональных ответственностей.
-
SIP-Server – это роль B2BUA (Back-to-back User-Agent). Он наделяется ответственностью за логическую обработку всех SIP-запросов. Обрабатывая SIP-запросы INVITE на совершение звонков, B2BUA выступает для инициатора запроса оппозитным UА. Он организует проверку авторизованности, маршрутизацию, поиск ответной стороны, а также организует второе плечо диалога, в том числе множественный вызов. Для обоих абонентов (вызывающего и вызываемого) он является полноценным UA, таким образом объединяя в рамках одного звонка два SIP-диалога.
-
SIP-Boundary – это роль SG (SIP-Gate). Главная его ответственность – обеспечивать неизменность точки подключения при обработке входящих звонков. То есть неважно, откуда поступил звонок, на устройство он попадет ровно с той точки, куда устройство подключилось и зарегистрировалось. Это реализация классического функционала stateful SIP-Proxy. Дополнительно он
-
выступает пограничным фильтром от спама;
-
решает вопрос разграничения сетей, то есть может иметь несколько сетевых интерфейсов и транслировать запросы из одной сети в другую;
-
осуществляет равномерную загрузку всех B2BUA на своем сайте, выбирая случайно любой из доступных B2BUA на текущем сайте.
-
Оба они имеют SIP-интерфейсы, резервируются и масштабируется в режиме Active-Active.
Такая компоновка функциональности дает большую архитектурную маневренность. В частности, может быть разное количество серверов с ролью SG и с ролью B2BUA. Более подробно роли SG и B2BUA мы исследуем на шаге 11.
Важным частным случаем кейса этого шага является то, что регистрация телефона в домене может происходить с сайта, где домен не обслуживается. В этом случае регистрационные данные будут храниться на всех сайтах, где домен обслуживается, и указывать на точку подключения устройства, то есть SG другого сайта. Происходит это посредством функционала Registrar, а именно проксирования и синхронизации. Эта особенность называется роуминг.
Еще одним частным случаем является возможность регистрировать под одной учетной записью несколько SIP-устройств. Это лимитируется только соответствующей лицензией и может ограничиваться для разных пользователей по-разному.
Термин | Определение |
---|---|
|
! |
|
! |
|
! |
|
! |
|
! |
|
! |
|
! |
-
Следующий шаг: Шаг 11. Первый звонок
-
Предыдущий шаг: Шаг 9. Межсайтовое взаимодействие